История победы Эвонн Гулагонг на Австралийском открытом чемпионате 1974 года, её значение для коренных народов Австралии и расовой политики.
Читателей предупреждают, что эта статья содержит оскорбительные высказывания о коренных народах Австралии.
Пятьдесят лет назад, в День Нового года 1974 года, женщина из народа вираджури Эвонн Гулагонг порадовала зрителей в теннисном клубе Куйонг в Мельбурне, победив американку Крис Эверт и завоевав титул чемпионки Австралийского открытого чемпионата в женском одиночном разряде.
Переполненная трибуна из 12 000 человек вскочила на ноги, чтобы устроить долгие и эмоциональные овации.
Газета The Sydney Morning Herald напомнила читателям, что ни один представитель коренных народов Австралии никогда не выигрывал национальный теннисный титул. Из всех крупных национальных газет только Hobart Mercury упомянула расовую принадлежность, описывая Гулагонг оскорбительными словами, такими как «смуглая» и «темнокожая».
На первый взгляд, победа Гулагонг выходила за рамки расы и расовой политики. Однако позже она отметила, что её выдающаяся карьера, включавшая семь титулов в одиночном разряде на турнирах Большого шлема, посылала ложный сигнал о том, что в австралийской расовой политике всё в порядке:
Видите, мы их [коренные народы] не сдерживаем, мы даём им все возможности.
Спустя пару десятилетий Кэти Фриман также стала символом примирения после своей победы на Олимпийских играх 2000 года в Сиднее.
Использование Гулагонг Коули (её фамилия после замужества) как национального символа расовой гармонии нашло отражение в многочисленных памятных мероприятиях.
Она удостоена нескольких имперских и австралийских наград, включая звание Австралиец года в 1971 году, членство в Ордене Британской империи и звание компаньона Ордена Австралии.
Гигантская теннисная ракетка возвышается над её родным городом Барелланом в Новом Южном Уэльсе в её честь, бронзовый бюст приветствует посетителей Мельбурнского парка (нынешнего места проведения Австралийского открытого чемпионата), а также множество публичных произведений искусства посвящены ей.
Драматург из народа Йорта Йорта/Гунайкурнай Андреа Джеймс несколько лет назад перенесла историю жизни Гулагонг Коли на сцену, а Australia Post дважды удостоила ее собственных почтовых марок.
Спорт также не обошел Гулагонг Коли стороной. Она была включена в Зал славы спорта Австралии, Международный зал славы тенниса и Австралийский зал славы тенниса.
В этом юбилейном году ее популярность достигла новых высот: ее изображение появится на монете Australian Open 2024, а также на ряде товаров, разработанных художницей Лин-Ал Янг из народов Гуннай, Вираджури, Гундитджмара и Йорта Йорта.
Гулагонг Коли гордится своими многочисленными наградами – и это заслуженно. Однако, как утверждает историк Карен Фокс, эти награды могут использоваться некоторыми, чтобы представить ее как символ предполагаемого спортивного эгалитаризма Австралии. Это, в свою очередь, может помочь смягчить чувство вины белых за исторические несправедливости по отношению к коренным народам, включая геноцид, лишение земли, маргинализацию, расизм и исключение.
Важно также помнить, через что ей пришлось пройти, чтобы достичь вершины признания в своем виде спорта, и о продолжающихся проблемах, с которыми сталкиваются аборигены и жители островов Торресова пролива.
Эвонн Гулагонг родилась в 1951 году, что было непростым временем для коренных народов этой страны. В день ее рождения (31 июля) беглый взгляд на национальные СМИ отражает повсеместный расизм, дискриминацию, невежество и подозрительность, с которыми сталкивались многие аборигены и жители островов Торресова пролива.
Среди новостей того дня были:
протесты в городе Нового Южного Уэльса против решения предоставить аборигенам «свободу употребления алкоголя»;
сомнения в способности аборигенов принять христианство;
утверждения, что аборигены на самом деле не живут в Северном Квинсленде;
требование к людям смешанной расы (sic) на Северной территории иметь при себе сертификаты об освобождении;
и советы актрисы по нанесению черного грима.
Гулагонг выросла в единственной семье аборигенов в Бареллане. В интервью 2015 года она вспоминала, как ее мать боялась, что «человек из соцслужб» может украсть ее детей. В биографии 1993 года она также говорила, что ее отец боялся, что «все, что он попытается сделать, белый человек отберет».
К 1974 году права коренных народов Австралии постепенно улучшались. Представители коренных народов получили право голоса во всех штатах и территориях, хотя полное равенство было достигнуто только в 1984 году, когда голосование стало обязательным. «Марш свободы» 1965 года привлек внимание к дискриминации. Референдум 1967 года позволил учитывать коренных жителей в национальной переписи. А в 1972 году новое лейбористское правительство Гофа Уитлэма учредило королевскую комиссию по земельным правам аборигенов и создало Департамент по делам аборигенов.
Тем не менее ужасный расизм сохранялся. Когда Вик Эдвардс, который позже стал тренером Гулагонг Коули, впервые заметил её талант в начале 1960-х, он отметил, что «аборигенное происхождение может не понравиться в теннисных кругах».
Он был прав. Гулагонг Коули старалась не обращать внимания на большинство оскорблений, но они были действительно шокирующими. Она вспоминала, как белая женщина назвала её уничижительным словом, пожимая руку после матча, и как её не пустили в ночной клуб в Брисбене из-за цвета кожи.
Комментаторы часто объясняли её потери концентрации на корте тем, что она «уходит в буш» — историк Фокс насчитал 18 упоминаний этого слова в австралийских газетных статьях о ней в 1980 году. Фокс также рассказал, что неназванный премьер штата выразил надежду, что она «не уйдёт в буш, как какой-нибудь старый абориген», перед её матчем на Уимблдоне в 1980 году.
Такие расистские высказывания сопровождали её на протяжении всей карьеры. По мере её успехов в СМИ всё чаще замалчивали её происхождение, а белая Австралия присваивала её достижения. В интервью в начале 2000-х она сказала:
[…] чем успешнее я становилась, тем белее я казалась.
«Улуруское заявление от сердца» призывает к правдивому рассказу истории по всей стране. 50-летие победы Гулагонг Коули на Койонге предоставляет одну из возможностей для этого — признание расовых реалий, скрывающихся за блестящими наградами, ярким светом и престижем, которыми её одаривали.
Вам понравится другие новости и прогнозы
Главный тренер «Ливерпуля» Арне Слот рассказал о планах клуба на трансферное окно, включая интерес к Жереми Фр...
Манчестер Юнайтед сыграли вничью 2:2 с Манчестер Сити в матче Женской суперлиги, обеспечив себе место в Лиге ч...
Дьюк Блю Девилз столкнулись с неожиданными проблемами после ухода Купера Флагга. Седрик Кауард, потенциальная ...
Женская Суперлига (WSL) представила ребрендинг, включая новое название для второго дивизиона — WSL2, обновлённ...
Защитник «Нью-Йорк Никс» Джейлен Брансон выделяется среди звёзд NBA своей зарплатой. Его контракт на $24,96 ми...
Лорен Чан стала первой открытой лесбиянкой на обложке Sports Illustrated Swimsuit. Узнайте, как её путь от раз...